125 лет Мелани Кляйн
30 марта 2007 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Мелани Кляйн, известного австрийско-британского психоаналитика, внесшего значительный вклад в развитие психоаналитической теории своими разработками концепций раннего психического развития и техники детского анализа.
Мелани Кляйн родилась 30 марта 1882 г. в Вене. В возрасте 14 лет Кляйн решила изучать медицину. В 16 лет она поступила в Венскую гимназию, но вскоре после этого была помолвлена. Замужество в возрасте 21 год изменило ее планы. Вместо изучения медицины она посещала курсы по искусству и истории в Венском университете. В 1904 г. у нее родилась дочь Мелитта, в дальнейшем также ставшая психоаналитиком. В 1907 г. родился первый сын Кляйн, Ганс, трагически погибший в горах в возрасте 27 лет. В 1914 г. у Кляйн родился второй сын, Эрих, наблюдения за которым легли в основу ее первых психоаналитических изысканий. В этот же год Кляйн потеряла мать, а ее муж, Артур Кляйн, ушел на войну. Пытаясь справиться с депрессивными переживаниями, Кляйн писала стихи и короткие рассказы. Тогда же благодаря «Толкованию сновидений» З. Фрейда она «открыла» для себя психоанализ. Вскоре Кляйн начала собственный анализ с Ш. Ференци, который поддержал ее интерес к психоаналитическим исследованиям детей. Ференци назначил Кляйн клиническим ассистентом для работы с ним в Ассоциации исследования детей. В 1919 г. она прочитала доклад в Венгерском психоаналитическом обществе о развитии ребенка и школьном обучении, основанном на наблюдениях и беседах с собственными детьми. На основании данного доклада Кляйн была принята в ряды психоаналитиков. В 1921 г. она рассталась со своим мужем и переехала в Берлин, где начала изучать медицину. В 1924 г. Кляйн начала анализ у К. Абрахама, прервавшийся из-за его внезапной смерти в 1925 г. В 1926 г. Кляйн по приглашению Э. Джонса переехала в Лондон и оставалась работать в Британском психоаналитическом обществе до конца своих дней. М. Кляйн умерла 22 сентября 1960 г.
Благодаря работе Мелани Кляйн в психоанализе сформировалась школа «объектных отношений», и с тех пор это особенность британского психоанализа. В целом вклад Кляйн в психоаналитическое учение представляет собой скрупулезную и целостную разработку теории раннего психического развития, на идеях которой была выстроена игровая техника анализа детей. М. Кляйн первой применила технику игрового анализа к маленьким детям и убежденно отстаивала возможность психоаналитической работы с детьми раннего возраста. Способности тонкого наблюдателя и проницательного исследователя позволили ей сформулировать скрытые и неподвластные прямому изучению процессы психического функционирования в первые годы жизни. Идеи о развитии ранних объектных отношений ребенка легли в основу концепций психических расстройств, а также оказали существенное влияние на технику аналитической работы с взрослыми.
В 2007 году Издательский дом «ERGO» начал реализацию проекта «Психоаналитические труды Мелани Кляйн» [info].
Материалы на эту тему в изданиях ERGO:
|