140 лет со дня рождения Хермины Хуг-Хельмут
Хермина Хуг фон Хугенштейн (известная под именем Гермина Хуг-Хельмут) родилась 31 августа 1871 года в Вене в католической семье. После окончания школы Гермина стала учительницей и преподавала в государственных и частных школах. В 1897 г. она поступила в Венский университет, где изучала физические науки. В 1909 г. Г. Хуг-Хельмут получила степень доктора физики.
Будучи пациенткой венского психоаналитика Исидора Задгера, Г. Хуг-Хельмут заинтересовалась психоанализом. В 1910 г. она уволилась с должности учителя, а в 1911 г. опубликовала свою первую психоаналитическую работу в «Zentralblatt für Psychoanalyse» – «Анализ сновидения пятилетнего мальчика». Это произошло еще до того, как Хуг-Хельмут стала принимать участие в заседаниях Венского психоаналитического общества.
В 1913 г. она опубликовала работу «Природа детской души», давшую название разделу о детском анализе в журнале «Imago». Г. Хуг-Хельмут также стала постоянным автором журнала «Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse». В 1913 г. Хуг-Хельмут впервые приняла участие в заседаниях Венского психоаналитического общества и стала его членом.
Активная и хорошо известная за пределами Вены, Г. Хуг-Хельмут стала первым детским аналитиком и внесла свой вклад в развитие детского анализа. В 1920 г. она выступила на проходившем в Гааге VI Международном психоаналитическом конгрессе, представив доклад «О технике анализа детей», где рассказала о своих попытках анализа детей. Печатная версия данной статьи появилась в 1921 г. в «Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse».
Год спустя она стала директором образовательно-консультативного центра, связанного с «амбулаторией» Венского психоаналитического общества. Этот центр имел ясную психоаналитическую ориентацию, но не предлагал психоаналитического лечения детей. Ее работа, критикуемая и педагогами, и психологами, основывалась на наблюдении и анализе поведения детей, а также на возможности применения психоаналитической теории к образованию и психологии детей. Широкое применение Герминой Хуг-Хельмут психодинамических гипотез к детскому поведению привело к отвержению психоанализа педагогической психологией.
В 1919 г. издательским домом «Internationaler Psychoanalytischer Verlag» был анонимно опубликован «Дневник юной девушки». Эта книга произвела сенсацию, ее бурно обсуждали на страницах газет, а также в медицинских и психологических обзорах. Однако аутентичность книги находилась под вопросом. Г. Хуг-Хельмут, значившаяся редактором данной книги, не признавалась ее настоящим автором. Уже спустя несколько лет после смерти Г. Хуг-Хельмут, в 1927 г., Фрейд, написавший предисловие к этой книге, попросил, чтобы ее изъяли из продажи.
Жизнь Гермины Хуг-Хельмут оборвалась трагически: в ночь с 8 на 9 сентября 1924 г., вскоре после завершения работы над книгой «Новые пути к пониманию молодежи», Г. Хуг-Хельмут была убита своим восемнадцатилетним племянником Рольфом. Рольф был незаконнорожденным ребенком родной сестры Гермины, Антонии. Гермина усыновила племянника после смерти сестры. Со слов Рольфа, работы его тети содержали много наблюдений за ним, и на суде он заявил, что она пыталась анализировать его. Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на двенадцать лет. После освобождения из тюрьмы он попытался получить возмещение от Венского психоаналитического общества как жертва психоанализа. В целом этот инцидент, случившийся за несколько месяцев до лекции Кляйн о своей технике детского анализа, вынудил венских аналитиков взять паузу для обдумывания и привел к возобновившейся осторожности по поводу экспериментирования с новыми радикальными методами, касающимися психического развития детей.
Материалы на эту тему в изданиях ERGO:
|
Хуг-Хельмут, Г.
Перевод с нем.: Бочкарёва, М.М., Шелепова, Е.Г.
Серия: Клинический архив
ISBN 978-5-98904-108-4
|
|
Парамонова, А.А.
Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики 2009. Том 2. С. 189–197
ISBN 978-5-98904-067-4
|
|
Фридъюнг, Й.К.
Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики 2009. Том 2. С. 198
ISBN 978-5-98904-067-4
|
|
Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики 2009. Том 2. С. 199–203
ISBN 978-5-98904-067-4
|
|
Хуг-Хельмут, Г.
Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики 2009. Том 2. С. 204–213
ISBN 978-5-98904-067-4
|
|
Хуг-Хельмут, Г.
Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики 2009. Том 2. С. 214–224
ISBN 978-5-98904-067-4
|
|