|
Книга «Психоанализ детской комнаты» первоначально была издана в «Журнале психоаналитической педагогики». Балинт рассматривает психическую жизнь и развитие ребенка в метафоре «детской комнаты» — места определенной изолированности детства от угроз внешнего мира. К этой метафоре относятся и домашнее окружение ребенка, и детский сад, и школа — все то, что призвано воспитывать и все то, что создает условия для инфантилизации ребенка. Взрослые, в частности родители, оказываются посредниками во взаимодействии ребенка, живущего в своей «детской комнате», с реальностью, но это посредничество может искажаться собственными проблемами родителей. «Воздух заполнен детскими жалобами», — пишет А. Балинт. И это ключевой посыл искать посредством психоаналитических знаний новые пути профилактики детских психологических расстройств, искать средства довести до взрослого сознания источники и причины детских страданий, которые могут открыться лишь непредвзятому и вдумчивому взору. Балинт формулирует возможный совет взрослым: быть искренними. Искренность в отношении взрослых к взрослым и взрослых к детям позволяет избежать искажений в их взаимоотношениях, обеспечивает внутреннее освобождение от тягостных зависимостей. Преодоление «детской комнаты» в ее физическом и метафорическом смыслах — вот в чем видится А. Балинт задача воспитания, и это непростой путь более здорового взросления.
Содержание
От издателей. 7–8 стр.
ПСИХОАНАЛИЗ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ (1932)
Введение. Детская комната и взрослые. 11–18 стр.
Первая глава. Воспитание влечений. 19–38 стр.
Вторая глава. Эдипов комплекс. 39–65 стр.
Третья глава. Комплекс кастрации. 66–91 стр.
Четвертая глава. Идентификация. 92–121 стр.
Заключительное слово. Освобождение ребенка. 122–132 стр.
|