|
Книга «Истинность психоаналитического познания», вышедшая во Франкфурте в 1974 г., была в свое время переведена на испанский и японский языки. В ней предпринимается попытка взглянуть на психоаналитический процесс, в его практике познания и изменения, с историко-материалитических позиций. Именно в данной работе А. Лоренцер формулирует понимание статуса психоанализа как критически-герменевтической науки. Критическая герменевтика психоанализа мыслится в качестве практически изменяющего способа устранения страдания из-за поврежденных структур взаимоотношений субъекта и объекта. Общество и индивид, субъективные и объективные структуры, влечения и отношения предстают в фокусе внимания Лоренцера, в его стремлении дать целостное описание предмета и задач психоанализа как практики. Центральной категорией, вводимой Лоренцером, для синтеза понимания и объяснения становится «сценическое понимание», сценирование поля психоаналитического познания. Под сценами Лоренцер понимает череду высказываний, «изображение структур связей в реальной игре», критический анализ, проблематизация которых ставит вопрос об их истинности. Психоанализ пошагово в своей операциональности критико-герменевтически раскрывает ложное понимание и практико-изменяющим способом возвращает изгнанное из языка содержание в доступное пониманию. Психоанализ, таким образом, — опытная наука, раскрывающая свое действие в перспективе субъективной истории жизни, рассматривающая объективные отношения в поле субъективности. Важными для Лоренцера являются также понятия интеракции, интеракционные формы, в частности, десимволизированные формы интеракции. Субъект, проявление которого обнаруживается в анализе, можно было бы представить, согласно мнению Лоренцера, как осадок интеракционных форм, часть из которых может носить патогенный характер. Надо отметить, что теория интеракционных форм — один из существенных вкладов Лоренцера в методологию психоаналитических исследований.
Содержание
Предисловие. 3–6 стр.
I. Психоанализ как номологическая психология. 7–33 стр.
II. Герменевтическая дискуссия. Психоанализ как рефлексивная наука. 34–82 стр.
III. Психоанализ как номологическая или герменевтическая опытная наука. 83–102 стр.
IV. Метод и предмет психоанализа. 103–149 стр.
V. Психоаналитическая герменевтика и функция метапсихологии. 150–190 стр.
VI. Психоанализ как критико-герменевтическая опытная наука. 191–214 стр. [PDF]
VII. Психоанализ как структурный анализ и производство субъективной структуры. 215–273 стр.
VIII. Выводы: формирование познания через практическое изменение. 274–301 стр.
IX. Итоги, перспективы. 302–312 стр.
|