Котильон. Вклад в сексуальную символику

Перевод с нем.: Медведева, Т.С.

Серия: Источники к психоанализу культуры

ISBN 978-5-98904-198-5

Выпуск: 2013, декабрь
Объём: 72 с.
Формат: 84х108 1/32
Обложка: мягкая
Цена и наличие в продаже: прайс


Работа Альфреда Робитсека «Котильон. Вклад в сексуальную символику» отдельной книгой была издана на немецком языке в 1925 г. в «Internationaler Psychoanalytischer Verlag». В данном тексте Робитсек показывает, что фигуры танца «Котильон» можно толковать, как и сновидения, поскольку в их создании используется одинаковая сексуальная символика.

Котильон — старинный бальный танец французского происхождения, возникший из контрдансов. Название танца произошло в 1775 г. от названия нижней юбки, которая выставлялась во время исполнения танцевальных фигур. Наибольшее распространение котильон получил в середине XIX в. в странах Европы и в России. Обычно данный танец исполнялся всеми участниками в завершение бала. Кавалер-распорядитель давал сигнал оркестру, громко называя фигуры. Он же следил за согласованностью движения пар. Котильон — это танец-игра, соединяющий в себе движения практически всех танцев, наиболее популярными из которых были мазурка, вальс, галоп, полька. Главная идея котильона — случайность выбора партнера в каждой из фигур, которых было великое множество. Сохранились учебники, включающие в себя описание более 224 танцевальных фигур.

По мнению Альфреда Робитсека, танец — это «нечто искусственное, продукт сублимации вытеснения сексуальности посредством культуры». В танце происходит социально одобряемым способом моторная разрядка сексуального напряжения. Он отмечает, что у страстных танцоров выражение лица такое, какое бывает при сексуальном оргазме. Причину удовольствия от танца Робитсек видит в тесном соприкосновении тел и особенно в ритмичных движениях, производимых танцорами во время исполнения фигур. Подготовку к балу, во время которого организовывались различные танцы, он сравнивает с перверсией, поскольку очень часто в подготовительные действия вкладывалось очень много аффекта, и в результате происходило сгущение и смещение аффекта с главного (присутствие на балу) на второстепенное (подготовка нарядов, аксессуаров), т.е. подготовка к танцам становилась «единственным удовольствием бала».

Таким образом, Робитсек делает вывод о том, что сновидения, невроз навязчивости и котильон как общественный церемониал имеют одинаковые психологические механизмы образования: сгущение и смещение. На основе собственных интерпретаций многочисленных танцевальных фигур, представленных в данной работе, он наглядно показывает, каким образом в танце вследствие ослабления цензуры происходит символическое выражение подавленных сексуальных влечений. С точки зрения Робитсека, фигуры котильона по своей бессознательной сексуальной символике очень похожи на образы сновидения и фантазии, а также на мифы, сказки, шутки, комические куплеты и различные невротические симптомы, которые являются компромиссом, «удовлетворяющим как влечение, так и вытеснение». Удовольствие, получаемое от танца, возникает как результат достижения равновесия между сексуальными желаниями и цензурой.

Данная работа Альфреда Робитсека является важным вкладом в психоаналитическое понимание особенностей проявления бессознательной сексуальной символики.


на главную
© ERGO, 2008 – . Все права защищены
impressum