Ричард Хьюз — профессор религиоведения M.B. Rich, степень доктора наук получил в Бостонском университете. С 1970 г. профессор Хьюз читает ряд курсов по теологии, этике, сравнительному религиоведению и экзистенциальной философии. Автор ряда книг и статей по теологии, библеистике, глубинной психологии, этике и праву.
Данная книга представляет собой сборник статей и докладов профессора Ричарда Хьюза, исследователя и продолжателя работ Леопольда Сонди. Это издание — счастливый случай доброжелательного сотрудничества и большой заинтересованности со стороны автора. В частности, Ричард Хьюз лично прокомментировал ряд спорных с точки зрения перевода мест в тексте и подготовил введение специально для данного издания. Большинство статей впервые публикуются на русском языке, а несколько существовавших ранее переводов доработано совместно с автором.
Что же ожидает читателя в этой книге? Вероятно, столкновение с новой моделью мышления, во многом отличающейся от принятой в психоанализе. В судьбоанализе другое видение бессознательного, другой базовый набор влечений, другие подходы к терапии и анализу произведений искусства. Психоаналитически подготовленному читателю бросится в глаза, помимо специфической терминологии, обилие религиоведческих и этнографических деталей, генетические акценты и особая роль семейного анамнеза пробанда для его анализа.
В книге подробно раскрываются аналитические возможности пароксизмального влечения — одного из четырeх классических влечений, выделенных Сонди. Ричард Хьюз тщательно выявляет знаки завистливого Каина и справедливого Моисея в психопатологии, искусстве, текстах священных книг и биографии самого Леопольда Сонди. Автор статей стремится показать принципиальное различие подходов Сонди и других аналитиков, точность и современный дух судьбоанализа. Особую важность имеют замечания, которые Ричард Хьюз делает относительно религиозных текстов и обрядов, а также о переживании смерти и смертности, поскольку в этих областях автор очень эрудирован.
Приведенные работы расположены в хронологическом порядке за одним формальным исключением: недавно опубликованные Ричардом Хьюзом фрагменты его переписки с Леопольдом Сонди вынесены в начало сборника. Это, как и обширное введение от автора, помогает включить остальные статьи и доклады в единый контекст, усвоить базовые концепции и привыкнуть к интерпретационной схеме и терминологии.
Содержание
Введение. 3–10 стр.
Архив переписки Ричарда Хьюза и Леопольда Сонди (с комментариями Р.Хьюза). 11–32 стр.
Комплекс Каина. 33–40 стр.
Моральная судьба и космология относительности. 41–49 стр.
Комплекс Каина и апостол Павел. 50–65 стр.
Символика моста. 66–77 стр.
Пароксизмальный генотропизм с точки зрения экзистенциализма. 78–88 стр.
Трагедия семьи Сонди: многочисленные утраты в семье психиатра. 89–103 стр.
Судьба и смерть в биографии Достоевского. 104–115 стр.
Судьбоанализ и религиоведение. 116–135 стр.
Формы и динамика пароксизмальных образов. 136–148 стр.
Пароксизмальный язык в Евангелии от Марка. 149–163 стр.
Понятие судьбы в глубинной психологии и теологии. 164–186 стр.
|