|
Работа «"Я" и "Оно" в творчестве Достоевского» появилась в 1928 году в виде статьи в сборнике «Достоевский»1. С первых страниц автор заявляет свое методологическое кредо — он использует фрейдовский подход прежде всего для выявления бессознательных аспектов творчества писателя. При этом, с другой стороны, именно способностью самого Достоевского выявлять бессознательные движения души П.С. Попов аргументирует свой интерес к нему. Фрейдовская структурная модель психики становится для автора инструментом, позволяющим рассматривать, с одной стороны, специфичную персонификацию инстанций психического в героях произведений Достоевского, с другой — сюжеты и замыслы этих произведений как принципиальную многослойную структуру. «Я» и «Оно» для Попова — метафоры сознательного и бессознательного;персонажи Достоевского могут воплощать в себе отдельные инстанции, своими взаимодействиями и проявлениями характеров обеспечивая иллюстрацию деятельности единой, целостной душевной организации, которая, по мысли автора, описывается самим произведением.
Соглашаясь с Фрейдом в том, что произведения писателя есть прежде всего самоизображения, П.С. Попов рассматривает творчество Достоевского как своеобразную конструкцию, элементами которой являются отдельные персонажи и отдельные произведения, а содержанием — душевная стихия, как ее понял и концептуализировал писатель.
Данная работа П.С. Попова интересна с нескольких позиций. Во-первых, это, несомненно, ценный вклад в философско-психологическое прочтение творчества Достоевского, а во-вторых, это критически-творческое применение открытий психоанализа к литературному материалу.
1 Достоевский: сб. ст. — М., 1928. — С. 217–274.
|