|
Об этой книге можно было бы сказать, что она наконец-то появилась в свет. Задуманная ещё в середине 1920-х гг., поддержанная таким мудрым и проницательным редактором как К.И. Чуковский, эта книга о детях планировалась к печатанию в издательстве «Academia». О том, какие усилия предпринимались Чуковским по продвижению рукописи, какие возникали трудности в этом, свидетельствуют его письма 1928 г. к В.Ф. Шмидт. Однако книга эта так и не была опубликована.
Книга В.Ф. Шмидт состоит из нескольких глав, в которых представлены зарисовки, отрывки наблюдений за детьми до 5 лет. Все описанные дети — воспитанники первой младшей группы Детского дома-Лаборатории «Международная солидарность» в Москве. Наблюдения за жизнью детей относятся к периоду 1921–1925 гг. Этот Детский дом-Лаборатория — первое психоаналитически ориентированное учреждение для воспитания дошкольников. Все дети имели родителей, но находились в Детском доме круглые сутки и продолжительный период, иногда родители приходили к ним, иногда дети на некоторое время возвращались домой. Этот педагогический эксперимент был задуман как образец коллективного, социального воспитания, необходимость которого была продиктована не научными соображениями, а действительностью, где родители — ответственные советские работники — вынуждены были оставлять детей на попечение воспитателей.
Вера Федоровна Шмидт (1889–1937) — одна из воспитательниц (руководительниц, как тогда говорили) Детского дома-Лаборатории, фактически отвечающая за всю педагогическую часть работы этого учреждения. В.Ф. Шмидт в период деятельности Детского дома (1921–1925) вела сама и организовывала систематические наблюдения других сотрудниц за жизнедеятельностью детей. К тому времени она имела некоторый педагогический и организаторский опыт, а также активно занималась изучением психоанализа, являясь членом Русского психоаналитического общества. Огромный накопленный материал наблюдений, частично систематизированный, частично неразобранный, сохранился в архиве В.Ф. Шмидт. Некоторые материалы этого архива использовали в своих публикациях сама В.Ф. Шмидт, её коллеги по психоаналитическому обществу — И.Д. Ермаков, руководитель Детского дома, М.В. Вульф, практикующий аналитик, консультант Детского дома, а также отрывок из записей Шмидт цитировал в своей книге о детях К.И. Чуковский.
Ценность собранного В.Ф. Шмидт материала неоспорима. Её принципиальная мировоззренческая позиция — внимание к малейшим деталям детской жизни для понимания и принятия ребёнка — прошла проверку временем. Имя В.Ф. Шмидт на Западе связывается с движением антиавторитарного воспитания. В опыте Детского дома и в книге Шмидт ребёнок свободен, его воспитание есть воспитание свободой действия и свободой высказывания. Поэтому нет ничего удивительного, что в общем безобидная книжка в конце 1920-х гг. не смогла быть напечатанной. Дети в ней говорят непосредственно, не оглядываясь на взрослого, а автор наблюдений не редактирует детскую речь, не искажает и не упрощает её в угоду педагогическим ожиданиям. В книге нет советов и рекомендаций, она — открытие детства взрослому, её соавторами по праву могут считаться сами дети, о которых она написана. Заглавие книги — важнейший методологический и педагогический принцип — дать возможность говорить самим детям, о себе, о своих впечатлениях и мыслях, о своей жизни. Здесь начало нового взгляда на воспитание: дети говорят…
* * *
Издатели искренне благодарны хранителям архива В.Ф. Шмидт — её внукам Вере Владимировне Шмидт и Федору Владимировичу Шмидт. Отдельные слова благодарности в память о Владимире Оттовиче Шмидте — Волике — активном герое этой книги.
|