|
Имре Херманн (1889–1984) — венгерский психолог, психоаналитик, доктор медицины.
В студенческие годы Херманн интересовался экспериментальной психологией и стал студентом профессора Géza Révérsz, который позднее достиг мировой славы как специалист в области экспериментальной психологии. В период с 1918 по 1919 г. Херманн был ассистентом Géza Révérsz на факультете психологии.
Благодаря лекциям Шандора Ференци Имре Херманн познакомился с психоаналитической теорией. В 1919 г. он начал активно изучать психоанализ, стал членом Международного психоаналитического общества, вошёл в ряды Венгерского психоаналитического общества, а в дальнейшем был избран его президентом.
С 1920 г. Херманн занимался изучением поведения приматов. Он заметил специфическое инстинктивное поведение у потомков антропоидных обезьян, которые первые месяцы своей жизни проводили, цепляясь за шерсть своих матерей. Более двадцати лет он разрабатывал свою концепцию цепляния, которая в дальнейшем стала основой для создания Джоном Боулби теории привязанности.
* * *
В данном сборнике собраны все статьи Имре Херманна, посвящённые изучению психологии приматов. Открывает данный цикл работ статья «К психологии шимпанзе», опубликованная Херманном в 1923 г. в «Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse». Поводом к написанию данной статьи стали работы берлинского профессора В. Кёлера о поведении человекообразных обезьян. Херманн в отличие от Кёлера помещает в фокус внимания не интеллектуальные достижения шимпанзе, а сексуальность, проявление которой он анализирует посредством таких психоаналитических понятий, как «аутоэротизм», «идентификация», «мастурбация», «копрофагия», «садизм».
Далее в 1926 г. в журнале «Imago» Херманн публикует работу, в которой он представляет несколько моделей эдипова и кастрационного комплексов у обезьян.
В состав данного сборника вошла также небольшая статья Херманна, посвящённая описанию психологических особенностей детеныша гориллы, самки 4–5 лет, за поведением которой в течение двух с половиной лет велось постоянное наблюдение. Впервые эта статья была опубликована в 1931 г. в журнале «Psychoanalytische Bewegung».
Продолжая изучение сравнительной психологии человека и обезьян, Херманн пишет статью «К жизни влечений приматов», которая представляет собой примечания к книге С. Цукерманна «Социальная жизнь обезьян и приматов». Текст статьи впервые был представлен Херманном в качестве доклада в Венгерском психоаналитическом обществе 5 февраля 1932 г., а затем в 1933 г. опубликован в журнале «Imago». В данной работе Херманн анализирует проявление сексуальных влечений у приматов, формирование у них «общей морали», а также описывает особенности отношений мать-ребёнок в обществе обезьян.
Цикл работ Херманна, посвящённых анализу жизни обезьян, завершает статья «Ещё один очерк о сопоставительной психологии приматов», опубликованная в 1936 г. в «Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse». В этой работе Херманн подробно рассказывает об эксперименте одной супружеской пары, которая взяла в свой дом семимесячного детёныша шимпанзе и в течение девяти месяцев воспитывала его, как и своего родного сына, который был старше детеныша шимпанзе на два месяца. В результате эксперимента были получены интересные факты относительно влечения к цеплянию, формирования послушания, а также особенностей её привыкания к чистоте. Во второй части данной работы Херманн обращается к анализу фактов, которые, по его мнению, являются принципиальными в понимании психологии людей и обезьян. Первая группа фактов связана с развитием послушания, т.е. образованием Сверх-Я. Вторая — с последствиями специфического положения цепляния к материнскому телу. Сопоставляя данные наблюдений за жизнью обезьян и описание случаев душевнобольных, взятые из психиатрической клиники, Херманн приходит к выводу о том, что самокалечение у людей и человекообразных обезьян возникает как проявление влечения к отрыву, которое, согласно его теории, представляет собой защитный механизм влечения к цеплянию.
Работы Имре Херманна по психологии приматов являются важным вкладом в развитие сравнительной психологии людей и обезьян, а также представляют собой богатый эмпирический материал для понимания феномена цепляния, который наблюдается не только в поведении обезьян, но и проявляется у человека в детском возрасте, в примитивном мышлении, в сексуальности, во сне и в душевной патологии.
|