|
Данная работа адресована уже сведущим в психоанализе читателям — врачам, педагогам, родителям, коллегам-психоаналитикам, вместе с которыми автор разрабатывал основы психоаналитической педагогики, искал пути обновления воспитания за счет углубленного взгляда на проблемы становления личности ребенка. Ошибки родителей рассматриваются как идущие, с одной стороны, из расхожих убеждений, из невнимательности к индивидуальности ребенка, часто из бесцельности и бессмысленности воспитательных установок. С другой стороны, Пфистер говорит о бессознательных корнях родительских предубеждений, нечувствительности, об инфантильной фиксации в личности родителей, предопределяющей воспитательные стратегии. Особенно значительные ошибки родительского воспитания касаются сферы сексуальности ребенка. Запрет на вопрошание и думанье о половых вещах превращается в итоге в запрет на мышление вообще. Торможение интеллектуального развития ребенка во многом определяется именно такими родительскими установками, которые являются отражением либо неумения выстроить понимание сексуальности ребенка, либо собственными родительскими вытеснениями сексуального. Книга Оскара Пфистера может быть воспринята как одна из ранних попыток предостеречь воспитателей от злоупотребления их воспитательной властью, как начало разговора о деликатном и продуманном отношении к тому драматизму, который ребенок проживает в процессе отказа от своих первоначальных влечений, в процессе их превращения в культурные — индивидуальные и социальные — продукты.
Содержание
От издателей. 7–8 стр.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ (1929)
I. Ошибки родителей при воспитании индивидуального характера. 13–30 стр.
II. Ошибки родителей при воспитании социального характера. 31–34 стр.
III. Ошибки родителей в выборе и применении отдельных воспитательных мер. 35–43 стр.
IV. Ошибки родителей в воспитании сексуальности и любви. 44–49 стр.
V. Источник родительских ошибок. 50–60 стр.
|