|
Представляемая публикация — психоаналитически ориентированная работа А.Л. Бема, посвящённая анализу повести Достоевского «Хозяйка».
Альфред Людвигович Бем (1886–1945), российский философ и литературовед, не являлся психоаналитиком, однако его сотрудничество с Н.Е. Осиповым (в 20-х годах XX века, когда проживал в Праге, в эмиграции), интерес к учению Фрейда определили одну из ярких сторон его творчества — попытку применить психоаналитические модели к рассмотрению внутреннего мира писателя, к анализу бессознательной мотивации героев произведения. Вполне естественной была и реализация этого интереса к психоанализу в отношении личности и творчества Ф.М. Достоевского. Так текст, появившийся в своей первой редакции сначала как доклад в 1925 году, затем как статья в сборнике о Достоевском 1929 года, представляет собой попытку рассмотреть целостную структуру повести «Хозяйка», включая анализ структуры фантазийного мира автора, выраженного как бред его персонажа. А.Л. Бем не углубляется в связи тем и мотивов произведения с характером его автора, однако достаточно подробно анализирует душевный и жизненный фон писателя при создании этой повести. Уделяя основное внимание идейной стороне повести Достоевского, её философскому, религиозному звучанию, а также литературным параллелям, Бем, тем ни менее, указывает и на перспективность психоаналитических исследований именно этой повести в контексте анализа эдипова комплекса.
Работа А.Л. Бема интересна во многих отношениях, в том числе как попытка рассмотреть произведение писателя в диалогичности психоаналитических исканий и литературоведческого анализа.
Цитаты из книги:
«Не подлежит сомнению, что Достоевский в своём творчестве не только высвобождал путём объективизации свои внутренние конфликты, но связывал также творческие итоги с определёнными идейными заданиями. Эта связь произведений Достоевского с его миросозерцанием так выпукла, что для большинства исследователей именно идейно-философская сторона произведений Достоевского покрывает собою всё его творчество. Некоторые исследователи склонны думать, что самая завязь произведений его связана именно с той или иной идейной задачей».
«Таким образом, мне представляется, что «Хозяйка» явилась отражением двойного ряда психических переживаний Достоевского. Верхний слой отобразил его ущемленную любовь к Панаевой, а более глубокий, может быть, и самим им неосознанный, — его любовь к матери и нерасположение к отцу».
|