|
Публикуемый текст — доклад Н.Е. Осипова по Ф.М. Достоевскому, прочитанный 10 января 1929 г. в Праге в Семинарии и затем опубликованный в сборнике под редакцией А.Л. Бема.
Интерес Н.Е. Осипова к личности и творчеству Достоевского выразился не только в этой наиболее известной его статье. Данная тема вновь и вновь возвращалась в исследованиях Осипова. Тема данной работы — двойничество. Это то, что волновало Осипова в его личной жизни, и то, что он рассматривал в своих метафизических изысканиях. Ощущение двойничества как особой психической и культурной реальности Осипов выразил по отношению к своему коллеге и сопернику И.Д. Ермакову (1875–1942), ставшему в начальный советский период лидером психоаналитического движения в России. В письме к Фрейду (от 14 февраля 1927 г.) Осипов пишет о Ермакове: «Я мог бы назвать его своим двойником». Их отношения в период, когда оба работали в психиатрической клинике Московского университета, складывались из конкуренции и противопоставления. Однако оба явились страстными приверженцами психоанализа и стали ключевыми фигурами российского психоаналитического движения, своей двойнической связанностью как бы удваивая усилия по разворачиванию психоаналитического дискурса.
Завершая обсуждение двойничества на примере «Двойника» Достоевского, Осипов приходит к выводу, что здоровое двойничество всегда подразумевает выход за пределы замкнутой системы. Этот выход имеет в виду нечто третье как опору, сторонний взгляд, критику двойственного замыкания. Разворачивание пространства в треугольник отношений метафизически мыслится Осиповым как нечто завершённое, жизнеспособное и устойчивое. Таким образом, Осипов строит в этом тексте и в некоторых других своих работах модель троичной системы психического, способной описать динамизм и активность души.
|