|
Данный текст впервые вышел на английском языке в виде статьи в 1945 году. Здесь Г. Рохейм рассматривает психологические составляющие одного из ключевых персонажей мифологии различных народов — Великой богини-матери, анализируя, в частности, то воплощение этого образа, которое в греческой мифологии обозначено как Афродита. Основной идеей Рохейма является то, что Афродита несёт в себе черты андрогинности, фалличности, являя собой сексуальные чувства в действии. В этом образе отражаются представления народной психологии о женской сексуальности и женском оргазме (фалличность), а также кастрационные страхи, связанные с постоянно переживаемой угрозой потери сексуальных чувств как у мужчины, так и у женщины.
На основе анализа народных верований, традиций и обрядов различных народов Рохейм показывает динамику образа Великой богини — это движение через популярные и ключевые персонажи фольклора: фея, ведьма, правительница, проститутка и т.п. Везде обнаруживается фаллическая женщина, ведущая своё происхождение от архаической матери орального детства ребенка.
Мифологическое мышление приписывает этому образу противоречивые свойства, которые Рохейм также обнаруживает и в клинической работе; здесь он приводит несколько фрагментов из своей аналитической практики.
Надо отметить, что данная работа Г. Рохейма подробно и эвристично раскрывает многоаспектность проблемы женской сексуальности, её отражение в культуре, амбивалентность ключевого женского образа в мифологическом сознании и сопряженных с ним страхов и ожиданий.
Цитаты из книги:
«Женщина (мать) должна иметь пенис в качестве защиты против кастрационного страха мальчика. Кроме того, поскольку оргазм считается фаллическим и оргазм есть идентификация в половом акте, женщина также должна быть фаллична. Противоположность фетишизма — трансвестизм, где трансвестит представляет фаллическую мать. Но идентификация полностью восходит к оральной фазе организации, или фазе диадного единства, и мать с пенисом есть мать с соском».
«В фаллической сексуальности мальчик, наделив свой пенис качествами груди, наделяет далее мать собственной воображаемой грудью, которая теперь становится её воображаемым пенисом. Таким образом, в бессознательном генитальный союз с женщиной есть повторение орального союза с матерью».
«К этому моменту мы показали, что ведьма представляет собой фаллическую женщину, что фаллическое означает сексуальное и что ведьма — это женщина, испытывающая оргазм (полёт, мазь). Но ведьма также и женщина, лишающая мужчину его потенции».
|