|
Издание осуществлено совместно с Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН
«Наступивший новый век, среди прочих гуманитарных трендов, актуализировал обращение к так называемым «забытым текстам» — той части интеллектуального наследия, что по разным причинам осталась незамеченной заинтересованным читателем. Именно в этом контексте видится обращение к трудам зарубежных финно-угроведов, искавших, писавших, сопереживавших своим молчаливым корреспондентам. В этом ряду своё, несомненно, достойное место занимают научные поиски венгерского, позднее американского психолога и антрополога Гезы Рохейма (1891–1953), не раз обращавшегося к финно-угорским, в том числе удмуртским, этнографическим материалам.
Финно-угорские народы, чей жизненный ареал ныне находится в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, в Центральной Европе и на Европейском Севере, отделены огромными расстояниями, спецификой хозяйственной деятельности, особенностями образа жизни и религии. Тем не менее на протяжении длительного времени финно-угры осознают себя не только в качестве носителей определенной этничности, но и как представителей более широкой историко-культурной общности. Думается, что истоки современного финно-угорского мира можно искать не только в пределах предметной сферы лингвистики или этнографии, но также в истории науки.
Финно-угроведение (финно-угристика, позднее уралистика), зародившись как филологическое направление компаративистского характера, довольно скоро приобрело этнографическую (в самом широком понимании) сущность. Результаты научных открытий, отражаясь на страницах академических изданий, учебников и популярной периодики, постепенно формировали чувство финно-угорского родства.
Пройдя длительный этап накопления и первичного обобщения этнографических фактов, финно-угроведение приобрело со временем роль особого научного направления, институционализация которого отразилась на академическом и университетском уровнях.
Несомненно, публикуемая работа Гёзы Рохейма является существенным вкладом в развитие финно-угорской историографии и финно-угроведения в целом. Она также представляет собой интересный пример приложения психоаналитических идей к столь обширному специфичному материалу, каким является финно-угорская тема».
А.Е. Загребин д. истор. н., директор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН
|