|
В данной работе М. Бонапарт обращается к теме символического функционирования в культуре переживания чувства всемогущества и страха кастрации. На материале различных этнографических толкований, примеров из народной психологии она вскрывает происхождение сакрального и профанного культа рогов, которые одновременно символизируют силу и указывают на обманутого в своей силе мужчину. Фаллическое могущество может оборачиваться переживанием потери или кастрации. Эти противоположные тенденции вбирают в себя народные обряды, культы и верования. Бонапарт обсуждает различные формы охоты и добывание трофеев, показывая их часто символическое, т.е. утратившее утилитарный характер значение добывания сакральной силы, фаллического всемогущества.
Данный текст интересен как очередной талантливый вклад в разворачивание фрейдовской психологии, позволяющей вскрыть природу наших повседневных взглядов и действований.
Цитаты: «От античных веков до нашего времени в большинстве цивилизованных обществ народная ирония приписывает рога обманутому мужу. На деле же рога — это атрибут половой потенции, а в некоторых религиях — это атрибут самых могущественных богов. Каким же окольным путём этот атрибут мужественности превратился в народных глазах в символ слабости, слепоты, бессилия обманутого мужа?».
«Репрезентация через обратно является основным механизмом иронии, социального явления, посредством которого в речах объекту приписывают некоторые возвышенные качества, которых у него как раз и нет — для того, чтобы побудить слушателя или слушателей мысленно забрать то, что только что приписано словесно».
«…если тема обманутого мужа кажется публике самой смешной из всех, это именно потому, что она в глубине своей, несомненно, очень трагична».
|