Судьба и творчество немецкого графика и живописца Альбрехта Дюрера (1471–1528) привлекает внимание не только искусствоведов и историков, но и даёт основание для философских и психологических исследований. Одна из самых таинственных и символически многозначных работ Дюрера, гравюра «Меланхолия», заинтересовала сразу двух психоаналитиков: российского — И.Д. Ермакова и австрийского — А. Винтерштейна. Работа Винтерштейна была опубликована в 1929 году, а более ранний текст И.Д. Ермакова (относящийся примерно к 1922 году) так и остался неопубликованным до настоящего времени и сохранился в его личном архиве.
Иван Дмитриевич Ермаков (1875–1942) — российский психоаналитик, разрабатывавший оригинальную концепцию связи половой дифференциации и способов отношений субъекта к действительности. Согласно его взглядам, активное отношение к действительности может быть представлено у мальчиков и девочек (в мужской и женской психологии) как гаптический и тактильный векторы. По гипотезе Ермакова, Дюрер в своих гравюрах более следует тактильному, нежели гаптическому принципу, что выражается как в символике, так и в способах художественного воплощения. Он связывает это с материнским комплексом, который переживал Дюрер и который стал основанием для выстраивания его личности.
В данной работе Ермаков тщательно исследует историю жизни Дюрера, проводит искусствоведческие и психологические сопоставления сюжетов и манеры исполнения различных произведений. Он пытается вскрыть глубинные корни переживаний Дюрера, связанные со смертью матери, и одновременно найти основания для его мистической символики.
* * *
Издатели выражают искреннюю благодарность хранительнице архива И.Д. Ермакова М.И. Давыдовой за предоставленную рукопись и поддержку при подготовке к предстоящей публикации.
|