Опосредствование. Действие. Развитие

Сборник статей

ISBN 978-5-98904-078-0

Выпуск: 2010, декабрь
Объём: 280 с.
Формат: 60х90/16
Обложка: мягкая
Цена и наличие в продаже: прайс


В книге представлены результаты и вехи разработок, выполненных как дальнейшее развертывание культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, а также деятельностного подхода его учеников и последователей — А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Представленные исследования также опирались на работы авторов третьего поколения школы Л.С. Выготского и, в основном, на работы В.В. Давыдова и В.П. Зинченко.
Продвижение в культурной традиции может осуществляться лишь как акцентирование и переакцентирование ее исходных и ключевых вопросов, которые становятся опорой осмысления, а если надо — переосмысления и нового вопрошания. В сборнике подобные переосмысление и вопрошание содержатся, как правило, имплицитно, т. е. задаются не впрямую, а в виде «поворотов» к новым конструкциям экспериментирования, новым предметам и схематизмам размышления...

Содержание

Предисловие. 9–10 стр.

I. СТРОЕНИЕ ЗНАКОВОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ

Знак как предметное действие. 13–20 стр.
Об одном из путей психологического изучения рефлексии. 21–26 стр.
Психологическое строение понятия величины. 27–33 стр.
О феноменах переходных форм действия. 34–44 стр.
Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия (совм. с Л.И.Элькониновой). 45–54 стр.

II. СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина (совм. с А.Л.Венгером, В.И.Слободчиковым). 57–70 стр.
Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. 71–82 стр.
Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления») (совм. с И.Д.Фруминым). 83–94 стр.
Основания прикладной психологии развития. 95–101 стр.
Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова (совм. с А.Б.Воронцовым, Е.В.Высоцкой, В.А.Львовским, Е.В.Чудиновой). 102–118 стр.
Главная задача развивающего обучения. 119–121 стр.

III. СТРОЕНИЕ АКТА РАЗВИТИЯ. ПОСРЕДНИЧЕСТВО. ПРОДУКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Введение в психологию развития. 125–151 стр.
Пробное действие в опосредствовании и развитии. 152–161 стр.
Идеальная форма, строение действия, содержание образования. 162–166 стр.
Аспекты посреднического действия. 167–170 стр.

IV. ЕДИНИЦА РАЗВИТИЯ. СУБЪЕКТИВНОЕ ПОЛЕ ДЕЙСТВИЯ

Л.С.Выготский — Д.Б.Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие. 173–180 стр.
Действие как единица развития. 181–199 стр.
Самоощущение. Опосредствование. Построение действия. 200–210 стр.
Ритм развития в периодизации Д.Б.Эльконина (совм. с П.Г.Нежновым). 211–215 стр.
Энергия действия и развитие. 216–220 стр.
Образовательные результаты и результаты развития. 221–232 стр.
Намерение и способ действий: условия соотнесения (совм. с А.А.Егоровой). 233–252 стр.
Горизонты изучения онтогенеза. 253–266 стр.


на главную
© ERGO, 2008 – . Все права защищены
impressum