|
В настоящий том вошли работы, опубликованные в 1941–1949 гг. Эти публикации, как всегда у Ф. Дольто, показывают разнообразие и широту ее интересов. Но это прежде всего интерес к детству, к ребенку, его развитию и проблемам воспитания.
Том начинается с непубликовавшихся при жизни Ф. Дольто лекций по сексуальному воспитанию, прочитанных ею для подростков и юношей в начале 1940-х гг. Эти тексты демонстрируют большую заинтересованность Дольто в распространении реалистичного, разумного, здорового отношения к человеческой сексуальности и человеческим чувствам. Далее следует подборка заметок о различных вопросах воспитания маленьких детей, которые были опубликованы Ф. Дольто в газете «Французские женщины» в конце 1940-х гг. Дольто здесь выступает как собеседник для ищущих и неравнодушных родителей. Иногда она дает прямые советы, иногда — поучительные примеры, но всегда она подчеркивает уважительность к ребенку, родителям, становлению человеческого субъекта. Поднимается тема воровства, детской лжи, приучения к опрятности, ябедничества, конкуренции между братьями и сестрами и т. д.
Несомненный теоретический интерес представляют ее статьи, посвященные интерпретации детского рисунка, феноменологическому описанию ранних переживаний ревности и вины. В частности, она показывает природу и пагубное влияние патологического чувства вины на развитие ребенка. В этих ранних в ее творчестве текстах она очерчивает круг значимых в теоретическом и научном плане проблем, к которым она еще не раз будет возвращаться в своих последующих работах.
Содержание
Лекции по сексуальному воспитанию для юношей 17–23 лет (1941а). 3–71 стр.
Психоанализ и воспитание (1945a). 73–80 стр.
Введение к странице о воспитании (1946a). 81–86 стр.
Что говорить детям, как с ними обращаться? (1946b). 87–94 стр.
Как излечить от вранья (1946c). 95–99 стр.
Наказания (1946d). 101–108 стр.
Конфликты между детьми в одной и той же семье (1946e). 109–114 стр.
Любовь, брак, счастье (1946f). 115–128 стр.
Не говорите больше: «Ты старший, покажи пример!..» (1946g). 129–132 стр.
Не делайте из младшего ребенка «последыша» (1946h). 133–136 стр.
Моя дочка всегда говорит «нет»! (1946i). 137–141 стр.
Психоанализ и педагогика (1946j). 143–150 стр.
«Я все расскажу маме...» или «ябедничество» (1946k). 151–155 стр.
Воровство у ребенка (1946l). 157–164 стр.
Как благоприятствовать шансам счастливого брака (1946m). 165–174 стр.
Неожиданная точка зрения на опрятность (1947a). 175–182 стр.
Вторая пуповина (1947b). 183–187 стр.
Как формировать совесть у наших детей (1947c). 189–192 стр.
Воспитание индивидуальной личности в семьях с несколькими детьми (1947d). 193–198 стр.
Новая гипотеза относительно реакции ревности на рождение малыша (1947e). 199–230 стр.
Профилактика лжи в воспитании (1947f). 231–237 стр.
Кризисы детства (1947g). 239–244 стр.
Дьявол в представлении ребенка (1948a [1947]). 245–262 стр.
Доклад о психоаналитической интерпретации рисунков детей во время психотерапевтического лечения (1948c). 263–298 стр.
Сенестезические ощущения удовольствия или неудовольствия, происхождение чувства вины (1948d). 299–338 стр.
Как создается ложный комплекс вины (1949a [1948]). 339–353 стр.
Проблемы раннего детства (1949b). 355–365 стр.
Когда обычный выпускник становится преступником (1949c). 367–375 стр.
|